Новая Эра Реза: Все о CPM MagnaCut и Ее Секретах
Что представляет из себя суперновая порошковая сталь CPM MagnaCut, которая является самой обсуждаемой сенсацией ножевого мира и которой на всех ножевых форумах приписывают самые невероятные волшебные качества? Что это, очередной информационный бум, возникший из сложившихся заблуждений или, действительно, сенсация в металлургии и прорыв в ножевом производстве?
Начнем с того, что в ножевых сталях ключевыми характеристиками являются износостойкость режущей кромки, прочность, как производная от вязкости и, наконец, коррозионная стойкость.
Почему первую характеристику я назвал износостойкостью режущей кромки, а не твердостью стали, как могут подумать многие, то тут все достаточно просто или сложно. О твердости, как об изначальной характеристике такого свойства клинка как удержание остроты его режущей кромки можно говорить только очень упрощенно. Конечно, долгое сохранение остроты режущей кромки напрямую зависит от твердости стали и поэтому, часто этот параметр связывают с износостойкостью режущей кромки. Однако это не совсем верно. Дело в том, что твердость стали значимый, но далеко не единственный показатель качества удержания остроты режущей кромки. В достижении хороших показателей удержания остроты РК и качества реза при одинаковых геометриях и параметрах заточки сравниваемых клинков, участвуют такие факторы, как количество, размеры и тип карбидов легированных сталей и для раскрытия этой темы требуется написать (и прочитать) большой фрагмент из курса материаловедения металлургического факультета. Просто поймем, что много сталей разных марок можно закалить до одного показателя твердости, но удержание остроты режущей кромки у них будет значительно отличаться. В любом случае нужно знать, что от первой характеристики ножевых сталей - износостойкости режущей кромки напрямую зависит производительность клинка.
Прочность, зависящая от вязкости стали, определяется как антипод хрупкости, и она делает клинок более устойчивым к высоким боковым и ударным нагрузкам, и, что не менее важно, далеко сдвигает момент выкрашивания режущей кромки на фоне увеличения приложенных к ней усилий. Очевидно, что прочность РК – важный параметр в оценке работоспособности клинка. Режущие кромки на клинках из вязких сталей скорее заминаются, чем выкрашиваются, а замин гораздо легче устранить при заточке, чем восстановить режущую кромку после ее выкрашивания.
Ну и последнее – коррозионная стойкость. Тут вроде все очевидно и всем понятно, что коррозия – враг ножа во всех проявлениях его функционала.
И тут нужно понимать, что в жизни в характеристиках стали, к сожалению, нельзя выкрутить все ключевые регулировочные настойки на максимум. Например, прочность и твердость клинка – полные антагонисты и если одного больше, то второго, обязательно, меньше. В большой степени это относится к еще многим парам, которые являются качественными показателями характеристик различных марок сталей, таких как прочность/удержание РК или твердость/устойчивость к коррозии.
Современная металлургия научилась при помощи легирования сталей добиваться сглаживания этих антагонистических свойств сталей, однако в принципе это лишь несколько улучшило качество современных сталей, но не решило проблему. Производители все время пытаются найти способ улучшения баланса свойств стали, чтобы увеличить износостойкойсть РК, не слишком уменьшая ее прочность. При этом нужно, как минимум не снизить коррозионностойкость стали, а лучше ее улучшить.
Наиболее сбалансированными нержавеющими порошковыми сталями на сегодняшний день являются Vanax,CPM-S35VN и Elmax. Это, так сказать, «золотой стандарт» ножевой порошковой стали. При этом ножеделы всегда старались улучшить уже существующие стали путем теоретических изысканий или практических экспериментов. Так в свое время знаменитый Крис Рив улучшил, появившуюся в 2001 году сталь CPM-S30V, до значительно более вязкой стали, которую он назвал CPM-S35VN. Такую же задачу улучшения баланса характеристик порошковых сталей поставил перед собой сын кузнеца дамаска - Томас Ларрин, который настолько заинтересовался вопросом металлургии, что получил звание кандидата наук (PhD) в этой области. Полностью познав теорию создания порошковых сталей и их легирования, он решил создать собственную сталь и начал теоретическую разработку ее состава. Ларрин задался целью, отталкиваясь от стали CPM-S35VN, получить сталь с гораздо большей ударной вязкостью.
Создав собственную классификацию марок сталей, при которой наглядно видны приобретаемые сталями качества в зависимости от добавления легирующих элементов, Томас Ларин начал моделирование свойств сталей изменяя пакет легирующих элементов. Его идея сделать так, чтобы хром – элемент, который делает сталь нержавеющей, не выпадал в карбиды, которые «мылят» при резе и серьезно ухудшают агрессию реза, а оставался в «растворе». Он уменьшил содержание хрома в новой стали. В итоге, получилось, что практически полное отсутствие карбидов хрома в составе после термообработки привело к уникальному явлению — появлению значительно большего количества карбидов ванадия и ниобия в тонкой микроструктуре режущей кромки. Хром же, сохранившийся в кристаллической решетке стали продолжал выполнять свою роль защиты от коррозии.
Нужно понимать, что моделирование в металлургии – это одно, а практический результат – это может быть совсем другое. Томас Ларрин обратился в компании Crucible и Niagara Specialty Metals с просьбой проверить его результаты теоретических исследований. После того, как компании вполне серьезно проверили его компетенцию, они согласились на проведение крайне дорогих экспериментов по производству его стали. Процесс создания стали был долгим и продолжался почти год, однако, результат оказался крайне хорошим. Несмотря на небольшое содержание хрома по своим противокоррозионным свойствам новая сталь CPM MagnaCut вплотную приблизилась к таким сталям как Vanax и LC200N и оказалась практически нержавеющей. Инновация этой стали в том, что раньше считалось, что удаление карбидов хрома обязательно сопряжено с уменьшением углерода в составе стали (пример такой стали совсем нержавеющая и «мягкая» сталь 420). В порошковом производстве Ларрин сумел добиться сохранения достаточного количества углерода, что и позволило поднять планку «золотого стандарта» порошковых сталей.
Теперь возвращаемся к вопросу насколько волшебной является созданная Томасом Ларриным сталь.
Если думать, что волшебная CPM MagnaCut может продемонстрировать максимально высокие показатели всех ключевых характеристик сталей, то это неправда и заблуждение. «Золотыми» сталями называли CPM-S30V и CPM-S35VN именно из-за их наиболее хорошего баланса, показатели которого значительно обгоняют пользовательские характеристики других сталей. И нужно понимать, что идеально сбалансированная сталь ни в одном из пиковом значении своих характеристик не обгонит узкоспециализированные стали, разработанные для демонстрации максимальной прочности или высочайшей твердости. Клинки из узкоспециализированных сталей имеют значительные ограничения в использовании из-за высокой хрупкости, коррозионной стойкости или плохого удержания остроты режущей кромки, а вот клинки из хорошо сбалансированных сталей способны на выполнение самого широкого спектра работ с высокими нагрузками.
«Волшебная» CPM MagnaCut попала в топ-3 самых нержавеющих порошковых сталей, при этом, имея значения износостойкости РК на уровне сталей S35VN, CPM-4V и CPM-CruWear.
По прочности РК (и клинка в целом) наша CPM MagnaCut снова находится значительно выше средних показателей по порошковым сталям (как ржавеющим, так и нержавеющим) и находится на уровне Vanadis4E и CPM-4V и значительно опережает такие стали как M390, S30V и 20CV, которые по сравнению с ней можно назвать хрупкими. Благодаря таким прочностным характеристикам сталь CPM MagnaCut открыла путь к утончению клинка при сохранении ним привычной для пользователя прочности.
Вот в чем заключается волшебность стали CPM MagnaCut – в ее великолепном балансе и в выигрыше по совокупности основных пользовательских характеристик в сравнении с самыми известными и популярными порошковыми сталями. Например: чуть-чуть отставая от Vanax и LC200N в коррозионной стойкости CPM MagnaCut демонстрирует лучший рез, чем у LC200N и большую прочность по сравнению с Vanax. Отставая по износостойкости РК от S110V и M390, CPM MagnaCut в два раза обгоняет их по своей прочности. Иначе говоря, CPM MagnaCut не стала волшебной сталью для обывателя, периодически спрашивающего в просторах интернета «какая сталь для ножа лучше», но, однозначно, стала волшебной для глубоко погруженных в тему специалистов. И, да, именно для тех самых пользователей, которые спрашивают какая сталь лучше, не всегда понимающих в каких целях будет использоваться купленный ими нож, CPM MagnaCut, действительно является лучшей сталью и, вероятно, на сегодняшний день, она, безоговорочно, является лучшей сталью для складного многофункционального универсального ножа, который не знает, какая работа ждет его за поворотом. Недаром знаменитый Крис Рив, сделавший предыдущий шаг в создании сбалансированной стали для своих складных ножей, отдал должное творению Тамаса Ларрина и использовал CPM MagnaCut в своей модели складного ножа, который весь мир признал, как один из лучших универсальных складных ножей – модели Large Sebenza 31. Один такой пример замены собственной стали S35VN на MagnaCut всемирно признанным мастером отвечает на вопрос волшебная ли новая сталь или нет…